ОКМО: Бизнес и муниципалитеты - "социальная" концессия может стать невозможной

4 Ноября 2020

28 ок­тября 2020 г. сос­то­ялось за­седа­ние Экспер­тно­го со­вета при Коми­тете по му­ници­паль­но-час­тно­му пар­тнерс­тву Обще­рос­сий­ско­го Кон­грес­са му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний (ОКМО), в хо­де ко­торо­го бы­ли под­ня­ты воп­ро­сы со­вер­шенс­тво­вания за­коно­датель­ства о ГЧП и МЧП.

Отдель­ным пун­ктом об­сужда­лись поп­равки, пред­ла­га­емые про­ек­том ФЗ «О вне­сении из­ме­нений в от­дель­ные за­коно­датель­ные ак­ты Рос­сий­ской Феде­рации в це­лях со­вер­шенс­тво­вания ме­ханиз­мов го­сударс­твен­но-час­тно­го пар­тнерс­тва», раз­ра­ботан­ные Минэ­коном­разви­тия Рос­сии. Встре­ча прош­ла на пло­щад­ке Тор­го­во-про­мыш­ленной па­латы Рос­сий­ской Феде­рации. На ней при­сутс­тво­вали ве­дущие эк­спер­ты в сфе­ре ГЧП и МЧП, пред­ста­вите­ли круп­ней­ших бан­ков, осу­щест­вля­ющих ин­вести­ции в ин­фраструк­турные про­ек­ты, пред­ста­вите­ли ВЭБ Инфрас­трук­ту­ра и ТПП РФ: Денис Кач­кин (Адво­кат­ское бю­ро «Кач­кин и пар­тне­ры»), Яна Ива­нова (Herbert Smith Freehills), Андрей Андер­сен (PwC), Илья Скрип­ни­ков (EY), Юрий Хали­мов­ский («Делойт»), Дамир Сухов и Оле­ся Хитя­ник (АО «КПМГ»), Свет­ла­на Дубин­чи­на (ВЭБ Инфрас­трук­ту­ра), Анна Багин­ская (Сбер­банк), Ана­толии Сухо­долов (ВТБ Инфрас­трук­турныи Хол­динг), Надеж­да Кос­трю­кова и Алек­сей Тули­ков (НИИ «ВОСХОД»), Анна Пала­гина (рек­тор МИМОП ТПП РФ).

«Тор­го­во-про­мыш­ленная па­лата, учи­тывая её ог­ромный опыт в за­конот­ворчес­кой де­ятель­нос­ти, го­това ра­ботать в нап­равле­нии со­вер­шенс­тво­вания за­коно­датель­ства о ГЧП и МЧП» - от­ме­тил Вла­димир Гам­за, Пред­се­датель Сове­та ТПП РФ по фи­нан­со­во-про­мыш­ленной и ин­вести­ци­он­ной по­лити­ке.

Рос­сий­ские му­ници­пали­теты нуж­да­ют­ся в со­вер­шенс­тво­вании за­коно­датель­ной ба­зы, что­бы в пол­ной ме­ре ис­поль­зо­вать воз­можнос­ти ме­ханиз­ма му­ници­паль­но-час­тно­го пар­тнерс­тва (МЧП). Этот инс­тру­мент поз­во­лит му­ници­пали­тетам эф­фектив­но ре­али­зовы­вать со­ци­аль­ные и ин­фраструк­турные про­ек­ты, прив­ле­кая к ак­тивно­му сот­рудни­чес­тву биз­нес и бан­ков­ский сек­тор.

Вел за­седа­ние де­путат Госу­дарс­твен­ной Думы, Пред­се­датель Коми­тета по му­ници­паль­но-час­тно­му пар­тнерс­тву ОКМО Алек­сей Коби­лев. Во всту­питель­ной ре­чи он от­ме­тил по­тен­ци­ал ре­али­зации про­ек­тов в рам­ках мо­дели МЧП: «Муни­ципаль­но-час­тное пар­тнёрс­тво мо­жет лечь в ос­но­ву но­вой со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кой по­лити­ки го­сударс­тва, нап­равлен­ной на соз­да­ние ус­ло­вий для ус­той­чи­вого эко­номи­чес­ко­го рос­та и по­выше­ния бла­госос­то­яния на­ших граж­дан».

В рам­ках сос­то­яв­шей­ся дис­куссии чле­ны Экспер­тно­го со­вета от­ме­тили, что ры­нок ГЧП/МЧП и кон­цессий ждет пе­ремен, но каж­дая поп­равка дол­жна быть хо­рошо вы­вере­на, что­бы не нав­ре­дить и без то­го хруп­ко­му и мо­лодо­му ин­сти­туту вза­имо­дей­ствия биз­не­са и го­сударс­тва.

Одной из поп­ра­вок, вы­зыва­ющих воп­ро­сы у эк­спер­тов, яв­ля­ет­ся поп­равка в 115-ФЗ «О кон­цесси­он­ных сог­ла­шени­ях», сог­ласно ко­торой кон­це­дент не смо­жет воз­местить кон­цесси­оне­ру бо­лее 80 про­цен­тов по­несен­ных зат­рат. «Такой под­ход де­ла­ет не­воз­можным ре­али­зацию в рам­ках кон­цесси­он­ных сог­ла­шений про­ек­тов по соз­да­нию бес­плат­ной ин­фраструк­ту­ры (нап­ри­мер, бес­плат­ных до­рог). Дан­ную поп­равку при­нимать не­целе­со­об­разно, пос­коль­ку в про­тив­ном слу­чае это ока­жет край­не не­гатив­ное вли­яние как на ры­нок ГЧП, так и на ско­рость соз­да­ния ин­фраструк­ту­ры в Рос­сии» - от­ме­тил Андрей Андер­сен из PwC Legal, с чь­им мне­ни­ем сог­ла­сились все при­сутс­тву­ющие.

В то же вре­мя зак­репле­ние в за­коне по­нятия ин­сти­тута «осо­бых об­сто­ятель­ств», приз­ванных ни­вели­ровать рис­ки сто­рон сог­ла­шения, еди­ног­ласно под­держи­ва­ет­ся эк­спертным со­об­щес­твом.

Так­же на Экспер­тном со­вете об­суждал­ся воп­рос по­ручи­тель­ства бюд­же­та вы­шес­то­яще­го уров­ня (бюд­же­та субъ­ек­та фе­дера­ции) пе­ред ин­весто­ром в про­ек­тах МЧП, что­бы из­бе­жать риск от­сутс­твия средств в бюд­же­те му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния. «Основ­ная проб­ле­ма для раз­ви­тия МЧП – от­сутс­твие воз­можнос­ти со сто­роны субъ­ек­тов РФ га­ран­ти­ровать ис­полне­ние му­ници­паль­ны­ми об­ра­зова­ни­ями сво­их обя­затель­ств» - под­чер­кнул Ана­толий Сухо­долов (ВТБ Инфрас­трук­турный Хол­динг).

При этом в хо­де за­седа­ния не­од­нократ­но от­ме­чалось, что мно­жес­тво об­сужда­емых поп­ра­вок но­сят «эво­люци­он­ный ха­рак­тер», и се­год­ня не­об­хо­димо в пер­вую оче­редь об­ра­тить вни­мание на из­ме­нения в час­ти воз­ме­щения зат­рат кон­це­ден­том при соз­да­нии объ­ек­тов бес­плат­ной ин­фраструк­ту­ры (о чем упо­мина­лось ра­нее), а так­же на поп­равки в Бюд­жетный Кодекс Рос­сий­ской Феде­рации, при­нятые в со­от­ветс­твии с нор­ма­ми Феде­раль­но­го за­кона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О за­щите и по­ощ­ре­нии ка­пита­лов­ло­жений в Рос­сий­ской Феде­рации». «Такие из­ме­нения, по на­шим оцен­кам, не прос­то ос­та­новят, а убь­ют ры­нок «со­ци­аль­ных» про­ек­тов» - ре­зюми­рова­ла Анна Багин­ская, ру­ково­дитель Цен­тра ГЧП ПАО Сбер­банк.

Как осо­бо от­ме­ча­ют эк­спер­ты, ос­новным прин­ци­пом из­ме­нения за­коно­датель­ства о ГЧП и кон­цесси­ях дол­жен быть прин­цип «не нав­ре­ди», что­бы ры­нок раз­ви­вал­ся, а не по­лучал до­пол­ни­тель­ные прег­ра­ды.

В нас­то­ящий мо­мент идет под­го­тов­ка ре­золю­ции за­седа­ния Экспер­тно­го со­вета, ко­торая в ско­ром вре­мени бу­дет вы­несе­на на об­сужде­ние Коми­тета по му­ници­паль­но-час­тно­му пар­тнерс­тву ОКМО. «Рынок МЧП и кон­цессий очень ждет по­ложи­тель­ных за­конот­ворчес­ких ре­шений, по­это­му впе­реди боль­шая ра­бота!» - за­метил за­мес­ти­тель Пред­се­дате­ля Коми­тета Кирилл Теренть­ев.

Источ­ник: пресс-служ­ба де­пута­та ГД ФС РФ А.Г. Коби­лева

Вернуться к списку