ОКМО: Институт экономики города представил результаты исследования проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам

12 Июля 2021

В рам­ках ра­боты ис­сле­дова­но пра­вовое ре­гули­рова­ние и прак­ти­ка про­веде­ния пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний по гра­дос­тро­итель­ным воп­ро­сам, су­деб­ная прак­ти­ка

По ре­зуль­та­там ис­сле­дова­ния, про­веден­но­го Фон­дом «Инсти­тут эко­номи­ки го­рода», под­го­тов­лен пре­зен­та­ци­он­ный ма­тери­ал, от­ра­жа­ющий ос­новные ре­зуль­та­ты ис­сле­дова­ния. В нем пред­став­ле­ны:

1) ре­зуль­та­ты ана­лиза пра­вово­го ре­гули­рова­ния про­цедур пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний по гра­дос­тро­итель­ным воп­ро­сам, а так­же прак­ти­ки ор­га­низа­ции и про­веде­ния пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний в 10 рос­сий­ских го­родах;

2) ре­зуль­та­ты ана­лиза су­деб­ной прак­ти­ки ор­га­низа­ции и про­веде­ния пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний по гра­дос­тро­итель­ным воп­ро­сам;

3) ре­зуль­та­ты оцен­ки эф­фектив­ности ме­ханиз­ма пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний, в том чис­ле вы­яв­ле­ны не­дос­татки как пра­вово­го, так и ор­га­низа­ци­он­но-тех­ни­чес­ко­го ха­рак­те­ра в ре­гули­рова­нии по­ряд­ка про­веде­ния со­от­ветс­тву­ющих об­сужде­ний;

4) ре­комен­да­ции по со­вер­шенс­тво­ванию по­ряд­ка ор­га­низа­ции и про­веде­ния пуб­личных слу­шаний, об­щес­твен­ных об­сужде­ний по гра­дос­тро­итель­ным воп­ро­сам.

Сре­ди ос­новных вы­водов про­веден­но­го ис­сле­дова­ния мож­но от­ме­тить сле­ду­ющие:

1) все ис­сле­дован­ные го­рода, за ис­клю­чени­ем Пер­ми и Рос­то­ва-на-Дону, пе­реш­ли на фор­мат имен­но об­щес­твен­ных об­сужде­ний, но­сящих за­оч­ный (дис­танци­он­ный) ха­рак­тер, при оцен­ке ос­новных гра­дос­тро­итель­ных про­ек­тов, что, с од­ной сто­роны, со­от­ветс­тву­ет те­кущей эпи­деми­оло­гичес­кой си­ту­ации и де­ла­ет про­цесс об­сужде­ния бо­лее опе­ратив­ным (дос­туп к ма­тери­алам обес­пе­чива­ет­ся дис­танци­он­но), но, с дру­гой сто­роны, ог­ра­ничи­ва­ет воз­можность вы­раже­ния сво­его мне­ния для от­дель­ных со­ци­аль­ных групп на­селе­ния;

2) ис­сле­дован­ные го­рода не поль­зу­ют­ся пра­вом на ус­та­нов­ле­ние осо­бен­ностей про­веде­ния пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний (фак­ти­чес­ки в му­ници­паль­ных пра­вовых ак­тах дуб­ли­ру­ют­ся нор­мы ГрК РФ с их нез­на­читель­ны­ми уточ­не­ни­ями);

3) вы­яв­ле­но от­сутс­твие кор­ре­ляции ко­личес­тва пуб­личных слу­шаний и об­щес­твен­ных об­сужде­ний, сос­то­яв­шихся в рас­смот­ренных го­родах в пе­ри­од 2019—2020 гг., и сте­пени ак­тивнос­ти гра­дос­тро­итель­ных про­цес­сов (объ­емов вво­да жилья);

4) в боль­шинс­тве го­родов на пуб­личные слу­шания и об­щес­твен­ные об­сужде­ния ча­ще дру­гих про­ек­тов до­кумен­тов вы­носит­ся до­кумен­та­ция по пла­ниров­ке тер­ри­тории (про­ек­ты ме­жева­ния и про­ек­ты пла­ниров­ки тер­ри­тории), тог­да как в Вол­гогра­де и Воро­неже вы­яв­ле­но, что боль­шая часть пуб­личных слу­шаний и об­щес­твен­ных об­сужде­ний про­веде­на по воп­ро­сам, свя­зан­ным с пре­дос­тавле­ни­ем раз­ре­шений на от­кло­нение от пре­дель­ных па­рамет­ров раз­ре­шен­но­го стро­итель­ства, ре­конс­трук­ции объ­ек­тов ка­питаль­но­го стро­итель­ства;

5) в не­кото­рых из про­ана­лизи­рован­ных зак­лю­чений о ре­зуль­та­тах пуб­личных слу­шаний и об­щес­твен­ных об­сужде­ний де­ла­ет­ся ак­цент на их ре­комен­да­тель­ный ха­рак­тер, как бы под­во­дя к мыс­ли о том, что на­личие/от­сутс­твие са­мих учас­тни­ков пуб­личных слу­шаний и об­щес­твен­ных об­сужде­ний не яв­ля­ет­ся оп­ре­деля­ющих кри­тери­ем, вли­яющем на факт приз­на­ния об­сужде­ний сос­то­яв­ши­мися;

6) важ­но обес­пе­чить не­об­хо­димость обос­но­вания при­нима­емых ор­га­нами мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния ре­шений с уче­том ре­зуль­та­тов пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний с тем, что­бы мне­ние об­щес­твен­ности ста­ло бо­лее ве­сомым при при­нятии/ут­вер­жде­ния ор­га­ном мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния ито­гово­го ре­шения по рас­смот­ренно­му про­ек­ту до­кумен­та/ре­шения. Важ­но чет­ко уре­гули­ровать, в ка­кой сте­пени еди­ног­ласная по­зиция учас­тни­ков пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний по рас­смат­ри­ва­емо­му воп­ро­су пре­доп­ре­деля­ет при­нима­емое в даль­ней­шем ре­шение ор­га­на мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния;

7) нес­мотря на уд­ру­ча­ющую ста­тис­ти­ку от­ка­зов в удов­летво­рении ис­ко­вых тре­бова­ний по рас­смат­ри­ва­емой проб­ле­мати­ке (бо­лее 80% су­деб­ных ре­шений при­нима­ют­ся не в поль­зу жи­телей и пра­во­об­ла­дате­лей нед­ви­жимос­ти), важ­но от­ме­тить тот факт, что все-та­ки, пусть и ред­ко, но в от­дель­ных слу­ча­ях ис­тцам (го­рожа­нам или пра­во­об­ла­дате­лям нед­ви­жимос­ти) уда­ет­ся до­бить­ся при­нятия су­деб­ных ре­шений в свою поль­зу. В рас­смот­ренных су­деб­ных ре­шени­ях встре­ча­ют­ся ука­зания на сле­ду­ющие су­щес­твен­ные на­руше­ния про­цеду­ры пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний:

• неп­ро­веде­ние пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний в прин­ци­пе;
• про­веде­ние пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний в от­но­шении не всей тер­ри­тории (час­ти тер­ри­тории);
• не­опуб­ли­кова­ние зак­лю­чения о ре­зуль­та­тах пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний;
• от­сутс­твие в про­токо­ле пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний выс­ка­зан­ных по­зиций, мне­ний, за­меча­ний зна­читель­но­го чис­ла учас­тни­ков пуб­личных слу­шаний или об­щес­твен­ных об­сужде­ний.

Озна­комить­ся с ре­зуль­та­тами ис­сле­дова­ния мож­но по ссыл­ке

 - http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/analiz_praktiki_provedeniya_publichnyh_slushanii_po_gradostroitelnym_voprosam_2021.pdf

***

О не­об­хо­димос­ти мо­дер­ни­зации пра­вил про­веде­ния пуб­личных слу­шаний и об­щес­твен­ных уч­режде­ний не­од­нократ­но выс­ту­пал Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний, а не­дав­но был под­пи­сан Феде­раль­ный за­кон от 1 и­юля 2021 г. № 289-ФЗ «О вне­сении из­ме­нений в статью 28 Феде­раль­но­го за­кона «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­низа­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в Рос­сий­ской Феде­рации», обес­пе­чива­ющий дос­туп граж­дан к слу­шани­ям и об­сужде­ни­ям пос­редс­твом се­ти Интер­нет.

Источ­ник: http://www.urbaneconomics.ru/research/analytics/issledovanie-ieg-analiz-praktiki-organizacii-i-provedeniya-publichnyh-slushaniy

Вернуться к списку