6 декабря в Торгово-промышленной палате состоялась XI Ежегодная торжественная церемония подведения итогов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2017». В рамках мероприятия состоялась торжественная церемония награждения лидеров Рейтинга прозрачности закупок в секциях государственных, региональных, муниципальных, корпоративных и коммерческих заказчиков.
Ежегодно, начиная с 2006 года, в рамках проекта НРПЗ проводится непрерывный мониторинг национального рынка закупок на предмет прозрачности и эффективности закупочной деятельности. Целью ежегодного проведения проекта НРПЗ является получение полноценной картины состояния экономики, характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Результаты исследования позволяют в динамике увидеть состояние системы госзаказа в России, получить конкретные количественные оценки финансовых потерь государства в условиях низкой конкурентности, участия СМП, распределение госзаказа по видам экономической деятельности.
По итогам проведенного анализа «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2017», составленного за период с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г., аналитическим центром проекта было проанализировано 3 021 988 процедур сектора государственных заказчиков общим объемом 6,45 трлн рублей, а также 2 004 670 процедур сегмента заказчиков 223-ФЗ объемом 39,21 трлн рублей.
Доли рынка государственных закупок в этот раз распределились следующим образом:
- Федеральные закупщики: 27,95% объемом 1 117,55 млрд руб/год .
- Региональные закупщики: 63,27% объемом 2 665,85 млрд руб/год.
- Муниципальные закупщики: 8,78% объемом 369,79 млрд руб/год.
«В целом 2017г. в секторе государственных и муниципальных закупок демонстрирует тренд на увеличение прозрачности. Так, по сравнению с 2016г. существенно увеличилось количество проведенных электронных аукционов (70% от общего количества закупочных процедур), который, в свою очередь, является наиболее конкурентным способом закупки в рамках 44-ФЗ (3,1 заявок на закупочную процедуру). И, как следствие, можно отметить снижение индекса потерь государства в условиях низкой конкуренции. В 2017г. этот индекс составил 135 млрд. по сравнении со 180 млрд. в 2016г.» - комментирует итоги исследования рынка закупок России Председатель организационного комитета «Национального рейтинга прозрачности закупок».
По итогам проведенного анализа в секции государственные заказчики муниципального уровня 10 городам присвоен наивысший рейтинг прозрачности - «Гарантированная прозрачность». Среди них города - члены Ассоциации Пермь и Нижний Новгород.
Из 18 городов, которым присвоен высокий рейтинг прозрачности, 6 городов являются членами АГП - Казань, Астрахань, Йошкар-Ола, Самара, Чебоксары и Тольятти.
29 городам присвоен средний рейтинг прозрачности, в числе которых члены АГП Киров, Ульяновск, Ижевск, Саратов и Уфа.
17 городов получили базовый рейтинг прозрачности (в том числе Волгоград и Пенза).
10 городов имеет низкий рейтинг прозрачности (в том числе Саранск и Оренбург).
«Если говорить о закупках корпоративного сегмента (223-ФЗ), то соотношение процедур внутренних регламентов заказчиков по отношению к единственному поставщику составляет 77% на 23%. При этом доля, закупок проводимых в электронной форме на электронных торговых площадках, составляет 76%. Это говорит о том, что корпоративные заказчики преимущественно размещают свои закупки в электронном конкурентном формате. И дальнейший потенциал рынка заключается в сокращении доли единственного поставщика и электронизации малых закупок компаний» - добавляет Виктор Симоненко.
Рейтинг Прозрачности государственных и корпоративных закупок является конечным продуктом проводимой аналитической работы в рамках проекта и представляется в приложении к самому итоговому исследованию национального рынка.
Рейтинг прозрачности - это сопоставительный анализ крупнейших государственных и корпоративных структур с целью оценки текущего уровня прозрачности и эффективности систем закупок участников национального рынка. Рейтинг разделен на пять секций участников по типу осуществления размещения заказов – государственные заказчики федерального, регионального и муниципального уровня, деятельность которых регулируется 44-ФЗ, организации, осуществляющие размещение заказа в рамках 223-ФЗ, и коммерческие компании. Каждая секция представляет собой рейтингование участников по пяти уровням прозрачности – гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность, характеризующим зрелость и качество закупочных процессов. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой прозрачности – область отрицательных оценок. Источниками данных для проведения исследования являются Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.
Участниками рейтинга 2017 стали:
Государственные и муниципальные закупщики:
- 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня;
- 85 субъектов Российской Федерации;
- 85 крупнейших муниципальных образований.
Корпоративные закупщики:
- 70 заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.;
- 113 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.
Таким образом, в НРПЗ 2017 участвуют 422 заказчиков.