Самара – один из старейших русских городов в Среднем Поволжье. История города начинается во второй половине XVI века в период «движения России на Восток», когда российское правительство начинает создавать засечные черты из опорных крепостей на Средней Волге. Весь путь становления и развития Самары условно может быть поделён на несколько этапов, каждому из которых сопутствует тот или иной образ нашего города.


В 1586 году по Указу Царя Фёдора Иоанновича строится крепость Самарский городок с целью защиты Руси от набегов кочевников и обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани.


Наряду с военными функциями крепость постепенно приобретает экономические функции, связанные с торговлей. В 1600 году в крепости открывается пристань для царских торговых судов, а в 1606 году в Самаре появляется свой порт и таможня. Начиная с 1610 года, Самара отражена в реестре городов Московского царства. Город становится опорным пунктом освоения новых земель.


В начале XVII века, в период «смутного времени», самарский гарнизон активно участвует в разгроме мятежа, сохранив дипломатические и торговые связи. После «смутного времени» Самара укрепляет своё значение и в 1688 году становится уездным городом.


Таким образом, Самара, образованная первоначально как город-крепость, пользуясь своим выгодным географическим положением, связанным с расположением на перекрестке транспортных путей, постепенно дополняет свои военные функции экономическими. Тем не менее, заволжское расположение крепости на границе степи отчасти сдерживает её развитие по сравнению с другими городами на Волге, и, несмотря на свои экономические успехи, она заметно уступает Сызрани, Саратову и Симбирску, которые были расположены на горной стороне.


С приобретением в 1688 году статуса уездного города Самара продолжает играть роль военной пограничной базы и центра торговли с Востоком. При этом происходит мощное экономическое развитие города.


Наиболее активно разворачивается товарное производство зерна и хлебная торговля. Расширяется судоходство. В дворянских имениях появляются небольшие мануфактуры. Растёт купеческий слой. Весьма значительными для Самары являются рыбный промысел и торг. С 1846 года в городе открывается паровое судоходство, после чего существенно расширяется география торговли.


К концу XVIII века в городе упорядочивается землевладение, поощряется заселение неосвоенных земель. Для этого проводится Генеральное межевание. В 1782 году Самара впервые получает регулярный «геометрический план», упорядочивший застройку.


Возникают торговые площадки, судовые пристани, полицейские участки, церкви, гостиный двор, суд, почта. Город быстро заселяется и в 1797 году насчитывает около 4 тыс. жителей.


К середине XIX века строятся первые заводы. В 1850 году основан канатно-веревочный завод Попова.


В течение рассматриваемого периода ярко проявляется необыкновенное удобство положения Самарской пристани, через которую в середине XIX века проходит до двух третей грузооборота всех пристаней на Волге, находящихся ниже устья Камы. Самара закрепляет своё исключительное положение на левобережье Волги и в своём экономическом развитии начинает опережать города, расположенные на правом берегу. В результате к 1850 году складываются экономические предпосылки для создания Самарской губернии.


С 1 января 1851 года Самара приобретает статус губернской столицы. Это способствует превращению города в крупнейший город Поволжья. В это время город насчитывает 19753 жителя. К концу XIX века население достигает 90000 человек, к 1916 году – 150000 человек.


С 1888 года открывается Самаро-Златоустовская железнодорожная магистраль с мостом через реку Самара. Резко увеличивается объём грузов, подвозимых к пристаням. Заметно усиливается судоходство на Волге. Широкая торговля надолго укрепляется в качестве основы экономики Самары и определяет весь уклад городской жизни. Строятся железные дороги, связывающие Самару с Центральной Россией, Средней Азией и Сибирью. В торговый оборот включаются отдалённые районы.


Самара быстро догоняет крупные российские города по уровню инженерного обустройства. В 1887 году построено около 30 км водопроводных линий с водоразборными колонками, пожарное депо и специальная сеть пожаротушения, проложены первые километры городской канализации, сооружена телефонная станция.


С XIX века Самара считается одним из важнейших купеческих городов России. Здесь работают филиалы государственного и всех крупнейших российских банков (Волго-Камского, Азовско-Донского, Русско-Азиатского, Русского для внешних сношений, Русского торгово-промышленного и Купеческого), общества взаимного кредитования и взаимовспомоществования, сберкассы и биржа.


«Вытянутость» Самары вдоль левого берега Волги (приблизительно на 18 км) и связанная с этим дороговизна услуг извозчиков способствуют созданию в 1890 году конно-железной дороги (конки). С 1915 года конку заменяет трамвай.


Одним из ключевых событий в развитии Самары становится строительство в 1900 году электрической станции мощностью 300кВт (в настоящем ГРЭС).


В это время растёт социальная напряжённость, которая наиболее остро ощущается в период с 1905 по 1917 годы.


В 1917 году в Самаре провозглашается советская власть. После революции и Гражданской войны следует глубокий экономико-политический кризис. В 1921 году Самара становится одним из центров страшного голода, время которого совпадает со стартом Новой Экономической Политики. В течение 1922 года в Самаре возникает сеть розничной торговли, происходит значительный рост кооперативной и государственной торговли. На протяжении 1918 – 1928 годов советская власть в Самаре осуществляет поиск оптимальных форм управления городом.


Этап завершается тем, что к 1928 году в Самаре в основном восстанавливается довоенный уровень промышленности (1913 года). В 1928 году разрабатывается первый пятилетний план развития, по которому намечается увеличить объем продукции на 270%.


В период сталинских реформ 1930-х годов (индустриализация, коллективизация и культурная революция) Самара подаёт пример интенсивной реализации государственной Стратегии форсированной модернизации. Продолжается реализация пятилетнего плана.


С этого момента Самара стремится сохранить статус хлебной столицы Поволжья и преобразоваться в его индустриальный центр.


Предпринятые усилия обеспечивают колоссальный рост ВВП Самарской области в целом (за период с 1928 по 1940 годы – более чем в 14 раз), а также резкое увеличение количества новых предприятий. Основными проектами Самары являются Карбюраторный завод (Завод им. Тарасова, 1934 год), Куйбышевский толерубероидный завод (40% общесоюзной мягкой кровли, 1935 год), 9 ГПЗ (1935 год), расширение Железнодорожного узла.


В 1935 году Самару переименовывают в честь В.Куйбышева.


15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны учреждает «запасную столицу» – Куйбышев.


Придание Куйбышеву статуса «запасной столицы» обеспечило за годы войны рост населения с 400 до 600 тысяч человек.


На данном этапе развития реализуется комплекс уникальных проектов по приему и размещению на территории города оборонных заводов, эвакуированного персонала с семьями, по строительству временного жилья, созданию нового городского района и размещению в городе столичных органов власти.


Большинство проектных разработок консервируются, продолжается только достройка базовых объектов народного хозяйства.


В 1941 году в Куйбышев перемещаются стратегические заводы (государственный авиационный завод № 1 им. И.В.Сталина, авиационный завод № 18 им. Ворошилова и многие другие). Город спешно застраивается, резко увеличивается его каркасно-засыпной и барачный фонд, осложняется капитальный ремонт существующего.


Основной целью послевоенного периода становится перепрофилирование промышленности при наличии эвакуированных заводов, а также рабочих, для которых созданы минимально необходимые условия для жизни. К 1947 году в область прибывает 100 тысяч фронтовиков.


Постепенно стабилизируется нефтяная, газовая, текстильная, пищевая промышленность. К 1950 году удваивается валовая продукция промышленности.


В 1960 году вводятся в действие Куйбышевский металлургический завод и Куйбышевский завод электромонтажных изделий. В начале 60-х годов строится Аэропорт Курумоч.


Куйбышев является городом научно-технических достижений, которые наиболее ярко проявляются в работе мощного аэрокосмического комплекса, где проектировались и выпускались самолеты ТУ 134, 154, ракетоносители.


В сентябре 1967 года утверждается новый Генеральный план с расчётной численностью населения к 1980 году в 1,2 млн. чел. Эта цифра действительно достигается к 1979 году. К 1986 году Самара достигает максимальной численности населения – 1267 тыс. чел.


Послевоенное время становится для города периодом максимальных темпов социально-экономического развития. Высокими темпами осуществляется жилищное строительство, развиваются предприятия соцкультбыта, вводятся максимальные объёмы жилищного строительства, социальной сферы, строительства дорог. Внедряется комплексная квартальная застройка, и именно в эти годы формируется современный облик Самары.


После 1998 года в Самаре впервые за многие годы отмечается рост объёмов промышленного производства. Вплоть до осени 2008 года наблюдается устойчивый экономический рост, увеличивается численность занятых в экономике. Городу, наконец, удаётся успешно сориентировать промышленность на гражданское производство. В экономической политике весомое место занимает социальная составляющая. Постепенно намечается повышение коэффициента рождаемости, что свидетельствует о повышении качества жизни населения.


Тем не менее, затягивание процесса конверсии военно-промышленного комплекса в предыдущий период не позволяет Самаре сохранить лидерские позиции в Поволжье, и после создания в стране системы федеральных округов (2000 год) городу не удаётся получить статус столицы Приволжского Федерального округа.


Начавшийся осенью 2008 года мировой финансово-экономический кризис существенно осложняет социально-экономическое положение города, способствует созданию напряжённой обстановки на рынке труда и ухудшению демографической ситуации.


Глава городского округа Самара - Фурсов Олег Борисович;


Председатель Думы городского округа Самара - Андриянова Галина Геннадьевна.


Более подробная информация – на официальном сайте www.samadm.ru.