В 2024 году, как и в предыдущие годы, в Самаре организовали масштабную дорожную ремонтную кампанию. В частности, только на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в нормативное состояние привели 36 объектов улично-дорожной сети. Это дороги местного значения общей протяженностью 45,31 км.
Подводя итоги работ, в Департаменте городского хозяйства и экологии, который является заказчиком ремонтов, отмечают, что участки были готовы в срок, обозначенный муниципальными контрактами, – до конца минувшего лета. Далее продолжились проверки в рамках приемки обновленных объектов, документирование.
«Во время производственного процесса и приемки имелись замечания. В частности, они касались монтажа бортового камня, просадки люков колодцев, а также других незначительных недоработок. Подрядчики устраняли недочеты, справляясь в установленные сроки. Сотрудники МБУ «Дорожное хозяйство», специалисты технадзора провели проверку, также имеются результаты лабораторных экспертиз по всем объектам. В итоге все работы выполнены с должным качеством, в требуемых объемах, и приняты. Участки находятся в удовлетворительном состоянии. Подрядчики с поставленными задачами справились», – сообщил заместитель руководителя управления развития, реконструкции и ремонта Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г. о. Самара Сергей Панфёров.
В рамках реализации профильного нацпроекта в текущем году трудились две подрядные организации, которые были определены по результатам конкурсных процедур.
Из общего количества дорожных объектов 3 отремонтировали комплексно – «от фасада до фасада»: такой подход реализован на улицах Куйбышева, Елизарова, Чернореченской.
Напомним, что на улице Чернореченской (в границах улиц Владимирской и Спортивной) сначала переустроили все инженерные сети. Кроме работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», в рамках другого нацпроекта – «Жилье и городская среда», предусмотрели комплексное благоустройство бульвара возле реконструируемого здания бывшего кинотеатра «Россия», где разместится молодежный драматический театр «Мастерская».
В исторической части Самары – на улице Куйбышева (от улицы Венцека до улицы Вилоновской) – при выполнении комплексного ремонта учли стилистику «старого города». Новые урны и ограждения – с чугунными элементами, под стать опорам освещения и фонарям, которые появились здесь в 2021 году. В 2024 году на улице Куйбышева реализована и новая концепция озеленения. Жизнеспособные деревья пересадили на соседние улицы, провели работы по сносу аварийных насаждений, вместо которых высадили молодые липы – 94 саженца. Это больше, чем до ремонта, когда произрастало порядка 80 деревьев, а другие территории заполняли кашпо с цветами. Обновленную улицу, которую считают одной из «визитных карточек» региональной столицы, украсили также несколькими тысячами кустов кизильника.
На улице Елизарова в числе выполненных работ от улицы Победы до проспекта Металлургов – устройство асфальтобетонного покрытия на площади порядка 10,5 тысячи кв. м, из которых 600 кв. м – парковочные пространства. Дополнительно они были сделаны возле детского сада и военкомата. В этом же районе находится большое количество других значимых объектов социальной инфраструктуры – ДК «Металлург», спортклубы, бассейн, детские учреждения.
«По этой же дороге на работу ездят заводчане, которые трудятся на РКЦ «Прогресс», авиационном заводе, заводе «Гидроавтоматика» и других промышленных предприятиях. До ремонта автомобилистам приходилось нелегко, они наперечет знали ямы. Надеемся, что отремонтированная дорога будет прочной, прослужит долгие годы», – прокомментировала активист Кировского внутригородского района, член Совета дома № 198 по ул. Свободы Юлия Нечаева.
На остальных объектах – отдельных участках городских дорог либо на всем протяжении улиц – работали методом больших «карт». Дорожное полотно обновили по всей ширине проезжих частей, с предварительной заменой люков смотровых и дождеприемных колодцев и их выставлением на проектные высотные отметки (вровень с новым асфальтобетонным покрытием). А также произвели усиленный ремонт там, где это было необходимо: привели в порядок бортовой камень, тротуары, бордюры вдоль них. В локациях, где основание дороги было разрушено, его укрепили.
Специалисты профильного департамента говорят и об эффекте от оптимизации работ, рационального и грамотного распределения финансирования. Как результат – в этом году удалось отремонтировать гораздо больше пешеходных зон, чем в прошлом году. Так, новый облик обрели тротуары на всех комплексно благоустроенных улицах, а также Ново-Вокзальной, Димитрова и многих других.
Применение современных материалов и новейших технологий по-прежнему является одним из условий реализации дорожного нацпроекта. В Самаре его соблюдают.
Так, новые люки смотровых колодцев – антивандальные и антишумовые. Минимизировать вероятность краж крышек люков помогает оснащение – запорный механизм. А специальная уплотняющая прорезиненная обечайка исключает грохот при проезде автотранспорта через крышки. Впервые такая практика при производстве дорожного ремонта была применена в Самаре в прошлом году, на всех объектах нацпроекта. Она уже доказала свою пользу и эффективность.
В процессе ремонта люков инженерных коммуникаций при необходимости производилась и замена дорожных плит.
В части применяемых материалов в приоритете – высокотехнологичные. Например, ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем. Это смесь щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка, а также битумного вяжущего и стабилизирующей добавки. У такого щебеночно-мастичного асфальтобетона размер зерен – до 16 мм. Устроенное покрытие отличается износостойкостью, способностью выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки при интенсивном движении транспорта. Гарантия – 5 лет. В этот период в случае возникновения дефектов они будут устранены подрядной организацией в рамках гарантийных обязательств, за счет собственных средств.
Жители Самары рады, что дороги города преображаются.
«В последние годы в Самаре действительно больше занимаются дорогами, тротуарами, они стали удобнее, по ним куда комфортнее передвигаться. Думаю, что и водителям общественного транспорта стало легче, потому что многие отремонтированные дороги как раз с автобусными или троллейбусными маршрутами, – поделился мнением житель г. о. Самара Павел Дроботов. – И когда выезжаешь на перекресток, где есть трамвайные пути, проезд через них тоже более плавный, потому что асфальт меняют и между рельсами. Не везде, конечно, но по таким отремонтированным перекресткам я ездил».
Для удобства маломобильных граждан при выходе на пешеходные переходы устроены пандусы.
Подчеркнем, что одна из основных целей реализации нацпроекта – снижение очагов концентрации дорожно-транспортных происшествий. Для повышения безопасности участки оснащают необходимыми средствами организации дорожного движения. Нанесена разметка, установлены пешеходные направляющие ограждения, монтируют и подключают новые светофоры, захватывая перекресток целиком, как, например, на улице Александра Матросова (в районе пересечения с улицей Ставропольской, где поблизости располагаются образовательные учреждения). На многих отремонтированных дорогах, где автомобилисты теперь так и норовят разогнаться, для принудительного снижения скорости и недопущения наездов на пешеходов устроены искусственные неровности.
«Пройдет всего несколько месяцев, и наступит следующий дорожно-строительный сезон. Подрядчиков мы нацеливаем на то, чтобы они подготавливались заранее и, как и в прошлые годы, за зиму успели закупить материалы, необходимое оборудование и технику, привести в порядок имеющиеся машины, провести работу с персоналом. Это позволит сразу же, с наступлением постоянных среднесуточных положительных температур воздуха, выйти на ремонт улично-дорожной сети. Как правило, объемы работ большие, нельзя терять время», – рассказал Сергей Панфёров.
В числе важных вопросов – синхронизация работ с ресурсоснабжающими организациями. Ежегодно заблаговременно формируются списки локаций, где до обновления той или иной дороги нужно отремонтировать и модернизировать инженерные коммуникации. В частности, в 2025 году на участке улицы Льва Толстого сначала переложат тепловые сети, а затем на территорию зайдет дорожный подрядчик. В этом году, в рамках подготовки к следующему дорожно-строительному сезону, ресурсники уже направили предварительный перечень своих объектов. Он сверяется профильным департаментом, проводятся совещания по данным вопросам.
Список дорожных участков, которые обновят в 2025 году, Департаментом городского хозяйства и экологии почти сформирован на основании обращений жителей, общественных организаций, а также с учетом мониторинга состояния дорог и предписаний надзорных органов – Госавтоинспекции и Прокуратуры. Наличие социальных учреждений на маршрутах – еще один важный критерий.
А в этом году, как отмечают специалисты, самыми трудоемкими были работы на улицах Ново-Вокзальной, Куйбышева, Алма-Атинской и других, крупных и протяженных, где из-за большого потока пешеходов и значительного автомобильного трафика пришлось трудиться в стесненных условиях. Однако дороги старались полностью не перекрывать. Этому принципу будут следовать и в следующем году.
Отличительной характеристикой самарской дорожной ремонтной кампании останется и взаимодействие с активными жителями, общественниками, которые приглашаются на все этапы ремонта и приемку, вносят замечания и предложения, которые обязательно учитываются в работе, и по мере технических возможностей пожелания горожан реализуются.
С перечнем объектов (дорог местного значения), отремонтированных в региональной столице в 2024 году на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги», можно ознакомиться в приложении.