Уфа начала XIX в., несомненно, была значительно меньше современной. Границы было можно чётко обозначить по улицам: Телеграфной (Цюрупы) – на западе, Успенской (Коммунистической) – на севере, Блохинской (Кавказской) – на востоке. На юге же границей города служила река Белая.
В 1819 г. император Александр I утверждает генеральный план застройки Уфы, разработанный городским архитектором Царского Села, а в дальнейшем – главным архитектором России Вильямом Гесте и губернатором Г.С. Волконским. Общий план города представлял собой неправильный многогранник и состоял из веерных и прямоугольных кварталов. Предусматривалось расширение Уфы от ул. Телеграфной до ул. Никольской (ныне Революционная).
Город был разделён на старую и новую части со своим центром в каждой, в старой – Староторговая площадь и Троицкая церковь, в новой – Верхнеторговая и Соборная площади. После принятия этого плана город стал застраиваться особенно быстро: к 1886 году уже было 59 улиц и переулков, 12 площадей, парк, бульвар и два сада. Строительство по плану В. Гесте велось вплоть до конца XIX в., дополняясь новыми градостроительными планами 1883 и 1897 гг.
С начала XIX столетия в Уфе активно формируются рабочие кварталы и районы. Юго-восточная часть выше устья Сутолоки была занята лесной пристанью и мастерскими. Крупной рабочей окраиной к середине XIX в. стала Нижегородская слобода, здесь находилось более десятка различных предприятий. Промышленная продукция сбывалась преимущественно на месте: на базарах, ярмарках, в лавках.
В 1812 г. по ходатайству местного купечества была учреждена уфимская ярмарка, которая проходила ежегодно с 20 января по 1 февраля и собирала торговцев из многих городов России. В первые годы своего существования ярмарка располагалась на Староторговой площади, а с 1819 г. – на Верхнеторговой, где возникает Гостиный двор. По проекту петербургского архитектора А.И. Мельникова начинается возведение каменного здания в 1825 г. В 1864 г. оно было реконструировано – увеличилась его площадь, форма стала представлять вытянутый прямоугольник. Здание было построено в стиле классицизм: открытое пространство в центре, большие арочные проёмы, светлые галереи, белые барельефы. Товарооборот ярмарки рос огромными темпами, средний показатель к середине века был 500 тыс. рублей в год, рекордный же был достигнут в 1873 г. – 1 221,8 тыс. рублей.
Уфимский Гостиный двор имел 112 мест для торговли, одна половина – каменные наружные, другая – внутренние. В 1860-х гг. проходила реконструкция: торговые ряды были заметно расширены. Крестьяне близлежащих сёл и деревень привозили сельскохозяйственные товары, лесные изделия, дрова, покупали и увозили промышленные товары.
9 мая 1883 г. в Уфе открывается филиал Крестьянского поземельного банка, выдававший долгосрочные ссуды крестьянам, переселенцам, сельским обществам на покупку земель. Администрация этого учреждения в Уфе состояла из управляющего, назначаемого министром финансов Российской империи, трёх представителей, двух из которых назначало губернское земское собрание, и одного, которого назначал губернатор. С 1883 по 1906 гг. представительство банка располагалось в деревянном доме, который был в собственности у супруги председателя Оренбургского магометанского духовного собрания. Затем оно переместилось в здание на ул. Губернаторской (Советской), которое было построено в начале XX в.
15 декабря 1876 г. свою деятельность начал Уфимский общественный банк. Правление его было избрано из городской думы и местной буржуазии. Годовой оборот банка рос очень быстрыми темпами. Так, если в 1877 г. он составил 1,6 млн рублей, то уже в 1890 г. превысил отметку в 8,5 млн. Учреждение занималось кредитованием местных промышленников и торговых предприятий, городских органов на строительство необходимых учреждений и благоустройство города. Мелким кредитованием занимались также сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества.
Ускоренный экономический рост заметно способствовал изменению внешнего облика города. Заметно возрастали также и темпы городского жилищного строительства. В 1860-1880 гг. ежегодно возводилось до 18 домов, а уже в 1890-х цифра в среднем достигала 250 в год. Однако преимущественно город был застроен деревянными строениями. Так, в середине 1880-х гг. их в Уфе было 93% от всех зданий, каменных и смешанных – лишь 7%.
Таким образом, Уфа закрепляет своё положение в качестве крупного торгово-экономического субъекта в регионе. Складывается Определенная система градостроительства, урегулируется конкретная динамика экономического развития города. Из вышеперечисленных факторов, а также в дополнении к ним, из экономических нужд города, ко второй половине XIX в. складывалась необходимость в сооружении железнодорожной магистрали. Одним из организаторов данной инициативы был Дмитрий Волков, городской голова. Ввиду этого, уфимское дворянство ходатайствует перед правительством о необходимости соединения Уфы и Уфимской губернии с Российской железнодорожной магистралью.
В 1882 г. ведутся подготовительные работы на участке Самара-Уфа, а само строительство начинается уже в 1885 г. Огромный вклад в сооружение важнейшей для региона в общем и города в частности магистрали внёс выдающийся русский инженер Константин Яковлевич Михайловский, который уже стал известен своей работой по проектированию Александровского железнодорожного моста через Волгу в Самарской области.
Торжественная закладка железнодорожного вокзала и других необходимых сооружений состоялась в апреле 1886 г. То, что строительство Самаро-Уфимской линии проходило в малонаселенных районах накладывало определенные трудности, например, постоянно ощущалась нехватка рабочих рук, также значительную часть пути приходилось прокладывать по твёрдым скалистым грунтам, возникали проблемы с материалом для строительства, в частности, сложности с завозом песка и балласта. Однако благодаря колоссальным усилиям строителей, инженеров, землекопов 8 сентября 1888 г. официально открылось долгожданное сообщение от Самары до Уфы. В тот же день был открыт пост через р. Белую. В первое время дорога имела небольшой грузооборот, так как депо насчитывало лишь 60 маломощных паровозов, 15 пассажирских и 750 товарных вагонов. В будущем магистраль расширялась, устанавливалась постоянная связь Уфы с другими городами, находящимися на самых окраинах Российской империи.
Так, из небольшого губернского города Уфа становится одним из важнейших торгово-экономических и транспортных центров России. Стоит также отметить интересную особенность транспортных путей, проходящих через Уфу, а именно отсутствие прямой конкуренции между ведущими видами транспорта – железной дорогой и речным судоходством. Ведь грузы, которые шли по железной дороге, проходили путь запад-восток, а грузы, шедшие по реке Белой – север-юг, тем самым дополняя друг друга.
Исторически направление на Оренбург, когда-то центр губернии, было одним из основных для Уфы. После образования Уфимской губернии оно не утратило своего стратегического значения. Первый мост через Белую был сооружен из дерева и простоял лишь до первого паводка. Но уже с 1808 г. и в течение почти полутора столетий на этом месте действовал плашкоутный мост, который ежедневно разводили на несколько часов для пропуска судов, проходивших по Белой «самоходом».
Разумеется, неоднократно поднимался вопрос о возможности судоходства по Белой. Лесоторговцы уже осуществляли регулярный сезонный сплав по рекам, для горожан существовали паромные и лодочные переправы. В 1857 г. в Уфу для изучения данного вопроса прибыла комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения. Они обследовали фарватер реки и сделали заключение о том, что река пригодна для пароходного движения. Совсем скоро, 11 августа 1858 г., здесь совершают свой первый успешный рейс пароходы «Грозный» и «Быстрый». И уже вскоре открывается регулярное пароходное сообщение. В январе 1860 г. правление нижегородского общества «Дружина» для этого учредило в Уфе специальную контору, но не остаточная изученность фарватера реки, отсутствие благоустроенных пристаней сильно затрудняли сообщение, поэтому вскоре ее закрыли.
С 1863 г. по Белой курсировал лишь буксирный пароход «Надежда» уфимского купца Сафронова, а с 1867 г. – пароход «Манатура» помещика Базилевского. Только с учреждением в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на Белой установилось регулярное пароходное сообщение. Уже в 1871 г. совершали рейсы 5 пассажирских судов, из них 3 между Уфой и Казанью, 2 – между Уфой и Нижним Новгородом. Появились буксирные пароходы. К концу XIX в. по Белой курсировало 57 товаро-пассажирских пароходов. Уфа стала центром Бельского речного пути и крупной пристанью.
С 1837 г. до конца XIX в. улицы Уфы продолжали освещаться при помощи газовых и керосиновых фонарей. Острым дискуссиям в Уфимской городской думе подвергался вопрос о строительстве в городе первой электростанции. Концессия на это была предоставлена в 1896 г. уфимскому инженеру Н.В. Коншину. Первая электростанция была расположена на Александровской улице (Карла Маркса). Для строительства специально было выбрано центральное расположение в городе – чем ближе к потребителям, тем лучше. Строительство станции продолжалось около двух лет, и 1 февраля 1898 г. она дала городу первый ток. Сравнительно с электростанциями конца XIX в. её мощность была выше средней – 560 киловатт. Цены за электричество же была высокими, свет можно было увидеть только в домах крупных купцов и некоторых членов городской администрации. В дальнейшем события 1917 г., а также гражданская война привели систему энергоснабжения на грань катастрофы, её восстановлением занялись в 20-е гг. XX в.
Застройка Уфы, расширение инфраструктуры в городе, включение в транспортные артерии страны, безусловно, положительно повлияли на ее экономическое, торговое, демографическое и промышленное возвышение к концу XIX в. Большинство этих предприятий, зданий, сооружений либо продолжают существовать и функционировать до настоящего времени, либо послужили основой в развитии тех или иных торгово-экономических отраслей, играющих большую роль в экономике города.
Источник: «Уфа в российской истории»