Астрахань
Астрахань - административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год. Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.
Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; численность населения города в соответствии с переписью населения на 1.01.2004 г. составляет 502, 8 тысяч человек. В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.
Из истории развития Астрахани.
Астрахань - старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.
В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, татар - монгол. Впервые город Астрахань упоминается историками, учеными, путешественниками с XIII века. Старый город входил в состав Золотой Орды. Он был расположен на 12 км выше современной Астрахани на правом берегу Волги. В разное время он назывался по-разному – Астархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Хаджи-Тархан играл важную роль в торговле с Европой. Торговые караваны перевозили сюда шелк, пряности, другие товары с востока.
По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557.
В 1558 году на левом волжском берегу, на бугре Заячьем или Долгом первым астраханским воеводой Черемисиновым была заложена русская деревянная крепость. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне - Армянскую слободы.
Около четырехсот лет Соборная площадь кремля была свидетельницей важнейших исторических событий из жизни города. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. С 1619 года в Астрахани замечается большой наплыв торговцев из Азии. В1625 году проживающие в Белом городе индусы принимают участие в постройке гостиного азиатского двора.
К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. С 1668 года индийские купцы имеют в городе постоянное место жительства и пользуются различными льготами, как полезные в развитии торговли люди. В 1670 Астрахань была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком.
На протяжении почти трёх веков Астрахань являлась главным административным центром, через который осуществлялись торговые и политические связи Русского государства со странами Востока, Закавказья и Северного Кавказа.
Среди астраханских воевод периода XVI—XVII веков есть фамилии знатнейших княжеских и боярских родов России: Одоевских, Черкасских, Голицыных, Трубецких, Шереметевых.
Находясь на перекрестке караванных и водных путей, Астрахань в XVII -XVIII столетии превращается из небольшой укрепленной крепости на юге Русского государства в крупный торговый и ремесленный город, а река Волга становится важнейшей транспортной артерией страны. С 1717 – Астрахань - губернский город. 1727 год – время основания базара, именуемого в наши дни «Большими Исадами». Исадами называлось место, где привозимая в Астрахань с ватаг и учугов рыба, складывалась или иссаживалась, т.е. выкладывалась. Большие палатки, лавки и магазины, расположенные на территории базара вели торговлю до 4-х часов дня. О Больших Исадах говорили: «легче перечислить то, чего здесь нет, чем то, что там предлагается покупателю». Рынок являлся своего рода биржей труда, здесь нанимали стекольщиков, кровельщиков, плотников, точильщиков.
С 1785 - областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти XVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.
Успешное завершение Петровского «Персидского похода» и присоединение северо-западных провинций Персии – Гиляна, Мазандарана и Астрахбада оказало огромное влияние на развитие экономики края. В 40-е годы XVIII столетия в Астраханской губернии вырастает численность мелких производителей, открываются шелковые и кожевенные заводы, владельцами которых становятся, как правило, выходцы из восточных государств.
Традиции дружбы и взаимовыгодной торговли с восточными государствами живы и поныне. С 2001 года в Астрахани действует Генеральное консульство Исламской Республики Иран. Открылось консульство Республики Казахстан. В 2002 году МИД России открыл в Астрахани своё представительство в числе десяти городов России.
В начале XIX века близ Астрахани возник «Рыбный городок», где проживали рабочие рыбных промыслов. Широкую известность к середине столетия получают рыбные промыслы астраханских рыбопромышленников: Хлебникова, Неизвестнова, братьев Сапожниковых, Беззубикова и других. Именно в это время министерством государственного имущества Российской империи была предпринята попытка исследования правил рыболовства в Астраханском крае.
В 1845 году со стапелей астраханского эллинга были спущены два первых парохода, имевших железные корпуса. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. В 1873 году на Каспии появляется первый в мире нефтеналивной танкер. Его создали астраханские судовладельцы братья Артемьевы, налив нефть для транспортировки прямо в трюм своего парусника «Александр». Этим техническим решением воспользовались шведские промышленники братья Нобели, имевшие свои заводы в Астрахани и занимавшиеся нефтяными разработками на Каспии. Спустя два года они построили первый в мире паровой танкер. В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда) и огородничество.
В астраханском порту конца ХIХ века располагались пристани известнейших волжских пароходных обществ – « Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Общество «Кавказ и Меркурий» находилось под Высочайшим Его императорского Величества покровительством. В ходе военных действий на Кавказе и в Туркестане оно пользовалось монопольным правом перевозок войска и грузов для военных нужд, обладало первым по численности и удобствам флотом на Волге и Каспии.
В начале ХХ столетия количество вылавливаемого на Нижней Волге «живого серебра» - как называли речную рыбу, было огромно. Стрелка реки Кутум считалась рыбной пристанью. Вдоль берега Косы тянулись знаменитые рыбные садки Фадеева, Родионова, Вахромеева… Рыбу продавали, свежую, мороженую, вяленую, соленую. Здесь можно было попробовать на вкус и выбрать лучшую белужью, севрюжью и осетровую икру. Оптовикам делалась большая скидка.
В 1900 году по его узеньким, почти азиатским улочкам со страшным звоном и скрежетом проехал первый трамвай – детище европейской цивилизации. Это был воплощенный городскими властями выгодный проект бельгийской фирмы. В это же время астраханская губерния начинает привлекать внимание других западных предпринимателей.
Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. - Сталинградского края, до 1943 г. - Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань - центр Астраханской области.
После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия - р. Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы.
Экономический потенциал Астрахани.
Сегодня Астрахань – это современный город, который развивается как вполне сложившийся комплекс, сочетающий геополитическое положение, развитую промышленно-экономическую зону, удобные транспортные подходы, необходимые интеллектуальные и кадровые ресурсы.
Обосновавшаяся на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией, обладающая современной транспортной инфраструктурой и многоотраслевым хозяйственным комплексом, Астрахань имеет огромный потенциал для развития экономики.
В качестве конкурентных преимуществ помимо выгодного географического расположения и ключевого места Астраханской области в системе евроазиатских международных транспортных коридоров можно выделить богатое историко-культурное наследие, большой потенциал расширения портовых мощностей, уникальные водные и природные биоресурсы, известность области как источника качественной пищевой продукции (брэнд Астрахани, как города «арбузов, рыбы и икры»).
Расположение Астрахани на Прикаспийской низменности в дельте реки Волги с богатыми запасами природных ресурсов способствует развитию рыбной, плодоовощной, химической и нефтехимической промышленности, судостроения, туризма. В городе развито производство строительных материалов, легкая, пищевая промышленность.
Астраханский транспортный узел является частью мировой транспортной системы - в силу своего географического положения регион является основным российским участком интермодального коридора «Север-Юг», который позволяет значительно сократить продолжительность перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу по сравнению с традиционным морским путем через Средиземное море и Суэцкий канал.
Большим преимуществом является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.
По Каспию проходят кратчайшие пути, связывающие Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена через Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан, другие азиатские страны, имеющие ограничения по выходу к океанским коммуникациям для осуществления бизнес-проектов с Европой.
В городе работают более 1200 предприятий различных форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности.
Астрахань на сегодня является наиболее оптимальным пунктом для размещения региональных штаб-квартир компаний, работающих в регионе Прикаспия.
Наибольшую известность Астрахань получила благодаря рыбной отрасли. Уникальны каспийские виды осетровых рыб. Красная рыба и черная икра - визитная карточка Астрахани.
Рыбная промышленность составляет значительную часть всего объема пищевой промышленности Астрахани. Возрастает производство консервов, расширяется ассортимент рыбной продукции, выдерживающей конкуренцию не только в России, но и зарубежом.
ОАО «Астраханский корабел» производит нефтегазовые буровые установки для разведки нефтяных и газовых месторождений на морском шельфе, морской и речной вспомогательный флот, а также производит ремонт, модернизацию плавучих кранов.
Предприятия в промышленности строительных материалов специализируются на выпуске высокотехнологичной строительной продукции, стеновых и кровельных материалов, сухих смесей, железобетонных изделий и конструкций для каркасного монолитного домостроения. Производятся различные виды теплоизоляционного материала.
Население города обслуживают почти 3,5 тысячи предприятий розничной торговли и общественного питания, оптовые рынки.
Волга с ее крупнейшими притоками Камой и Окой, системой судоходных каналов связывает единым водным путем 22 региона России, дает возможность крупнотоннажным судам без промежуточных перевалок выходить в Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.
Астраханский порт открыт для международного сообщения. Он включает в себя 16 грузовых участков, специализированных для перевалки сухих грузов. Порт располагает значительными складскими мощностями как закрытого, так и открытого хранения, оснащен современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются внутрипортовые железнодорожные линии.
Объем переработки внешнеторговых грузов астраханскими портами за последние годы увеличился более чем в пять раз.
Важное место в транспортной инфраструктуре занимает астраханский аэропорт, а также астраханское отделение Приволжской железной дороги.
В ближайшей перспективе предполагается реконструкция взлетно-посадочной полосы, гостиницы.
Завершено строительство нефтеперегрузочного терминала РПК «Астраханский» филиала ООО «Лукойл – Нижневолжскнефтепродукт» с проектной мощностью 3 млн. тонн в год с перспективой развития до 8 млн. тонн в год.
В Астрахани сформировался развитый стабильно работающий финансовый сектор – кредитные организации, страховые компании, филиалы крупнейших российских банков.
В настоящее время администрацией города ведется активная целенаправленная работа по привлечению новых инвесторов на региональном, национальном и международном уровнях. Ставка делается на крупные, прорывные проекты, способные заметно изменить жизнь города к лучшему.
Большие надежды возлагает город на партнерские связи. Заключены договора с городами - побратимами Пемброук Пайнз (США), Форт Лодердейл (США), Гран-Попо (Бенин), Любляны (Словения) и Руссе (Болгария). Очень тесные связи с соседями - это города Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, Волгоград, Самара, Казань, Иваново, Кисловодск, Йошкар-Ола, Ульяновск, а также город Брест и Херсон. Работает администрация города и в направлении сохранения и развития культурно-исторического наследия города, укрепления духовных основ городской жизни, восстановления памятников культуры.
Глава муниципального образования "Город Астрахань" – Редькин Игорь Анатольевич
Председатель городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" – Седов Игорь Юрьевич
Более подробная информация о городе – на официальном сайте www.astrgorod.ru.